id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Несколько слов о стилях архитектуры. Готика. Часть 3

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами наш разговор о готике. Вчера остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1168329.html
Сегодня поговорим о так называемой Высокой (она же зрелая) готике. Это самое распространенное направление готической архитектуры, которое охватывало период с конца 12 до начала 15 веков.
Готическое искусство достигло своего пика, были установлены стандарты композиции, конструкции, строительных приемов церковных зданий, поэтому сократилось поле для экспериментов.
Идеальными примерами Высокой готики можно считать 3 французских собора - в Шартре, Реймсе и Амьене.
Старый собор Шартра был уничтожен пожаром в 1194 г., от него сохранились лишь крестообразная в плане крипта и нижний ярус западных башен с романскими скульптурами в порталах. К строительству нового, готического собора приступили тотчас же после пожара. Оно продолжалось без перерыва до 1225 г., а доделки — до 1260 г. — времени освящения собора.

Шартр — первый из больших соборов готики, где галереи сужены, что позволило улучшить освещение путем увеличения высоты аркад и окон. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с четырьмя приставными колонками, восьмиугольными в сечении

Шартрский собор имел 146 витражей (XVIII в.), на которых кроме отдельных больших фигур было изображено 1359 разных сюжетов. И то немногое, что сохранилось, принадлежит к лучшим образцам искусства этого рода.


Готический собор в Реймсе был заложен в 1211 г. на месте романского сгоревшего годом ранее. Строительство было начато с восточной части и в основном закончено к концу XIII в. Строители, в отличие от зодчих Шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки. Таким образом, новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание. Надписи разрушенного в 1779 г. «лабиринта» пола, выложенного около 1290 г., сохранили имена зодчих и дают довольно определенные сведения о ходе строительства.

План собора принадлежит Жану из Орбэ, который начал строительство и возвел большую часть хора (1231 г.), законченных к 1241 г. Жаном де Лу.
Структура интерьера — та же, что и в соборе Шартра: трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей.
Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции.

Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера. «Галерею королей», перенесённую в верхнюю часть здания, и верхние ярусы башен достраивали до XV в.
Со времён позднего Средневековья до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов


Наконец, Собор Амьенской Богоматери или просто Амьенский собор.
По своему объёму (200 000 м³) и высота свода — (42,30 м) он превосходит все готические соборы Франции, а возможно и мира.
Собор был построен на месте сожженного молнией в 1218 году старого здания.

Согласно документам, строительство собора было начато в 1220 г. с западного конца В 1236 г. нефы были вчерне закончены. Хор построен в 1247 г., но вскоре после завершения пострадал от пожара. Свой окончательный вид он получил в 1269 г. Западный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергся обновлению в XV в.; тогда же были достроены его верхние части.
В качестве строителей называют трех мастеров: Робера из Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рене де Кормона, которые работали в период 1220—1288 гг., т. е. одновременно с мастерами Реймского собора. Образцом для строительства Амьенского собора послужил Шартрский собор.

Интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей. Впервые в готике здесь использован звездчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора. Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части – декоративный карниз под трифорием, который проходит на половине высоты собора, на три равные части – столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа. Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором. Красивое место.

Эти 3 собора являются, как я говорил выше образцом высокой готики, но, конечно же не единственными в своем роде. Сходу можно вспомнить еще Буржский собор и собор в Суассоне и еще многие иные.

Логичным продолжением и дополнением Высокой готики можно считать так называемую Лучистую готику, которая была популярна примерно в 1270 - 1380 годах. Названа она в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Ярчайшим образцом лучистой готики является часовня Сент Шапель в Париже. Святая капелла (Сент-Шапель) - это готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя.

Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.

Главным украшением верхней капеллы являются витражи. Их площадь составляет 600 м² и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.

Продолжение следует...
Приятного времени суток
Tags: Архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments