id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Бренды Российской империи. Алкоголь. Часть 1

Здравствуйте уважаемые.
Давно задумывал эту серию постов, ибо она мне кажется вполне интересной :-)) Хотел запилить вступление на 15000 знаков, но думаю, это будет излишним :-)
Скажу только, что рассматривая фотографии начала века нашего прекрасного города, обращал внимание на огромное количество рекламы и различных брендов того времени, которые можно разглядеть. Вот стало интересно разобрать и выделить некоторые из них, а затем немного разобрать их для Вас. Ибо, ИМХО, действительно интересно.
Большинство компаний о которых мы будем говорить в рамках этой серии имели статус "Поставщик Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества" или же "Поставщик Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов". Этакий высший знак, символ признания и расположения власти. Получить такой статус было очень почетно, но крайне сложно. Скажем, компания, о которой мы сегодня поговорим, добивалась этого права аж 38 (!) лет. Вот так то.

Российская империя пусть и не в таком большом объеме, имела свои бренды, которыми гордилась вся страна, и которую знали в Европе и в мире. Так давайте немного вспомним о них :-)
Ну и начнем с одной из самых уважаемых мною компаний, которая развернулась буквально с 0, достигла торгового Олимпа, и чье имя помнит до сих пор, хотя самой компании уже и нет давно. Ибо у нее очень громкое наследство получилось :-)) Почему? Нууу...я приведу пару названий: "Спотыкач", "Ерофеич", "Рябина на коньяке", "Зубровка", "Наири", "Двин", "Арарат", "Кизляр","Десна", "Белый Аист". Знакомо? :-)))) Ко всему этому имеет непосредственное отношение фирма «Шустовъ и сыновья» пусть даже названия некоторых продуктов, приведенных выше, были разработаны уже в середине 20 столетия.

Колокол - фирменный знак "Шустовъ и сыновья"

Основанная в 1863 году в качестве торгового дома поздним ребенком волноотпущенного крестьянина Николаем Леонтьевичем Шустовым, это компания трудно начинала. Мало денег, мало влияния, слишком сложный и тесный рынок. Вообще, удивительно, что Николай Шустов решил торговать хлебным вином (именно так называлась тогда водка). Ведь его отец сильно пил и практически довел семью до разорения. Николай же решил сделать из этого бизнес.

Николай Леонтьевич Шустов

Использовав деньги купца-тестя, Николай Шустов нанял 3 рабочих и арендовал нужное помещение на Маросейке (Москва), закупив необходимое оборудование. Малые объемы производства компенсировали хорошим качеством продукции. Это, также как и четкий контроль за работниками (прежде всего с точки зрения пристрастия к "зеленому змию") стали фирменным знаком компании на все года. Но дело не шло. И тогда Шустов принял судьбоносное решение - не закрывая водочное производство, он перестроился на создание наливок и ликеров.

Плюс, абсолютно гениальное на тот момент рекламное решение - нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовские» водку и наливки. Студентам разрешалось даже немного подебоширить – на сумму не больше 10 рублей. Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и питья. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании этой фирмы и ее продукции. И дела резко пошли в гору. Настолько хорошо, что вскоре он значительно расширил производство и нанял множество новых людей.

Компания росла очень интенсивно, поэтому в 1896 году она была преобразована в паевое товарищество с капиталом в 1 000 000 (!!!) рублей. Во главе товарищества встал старший сын Николая Леонтьевича – Николай Николаевич. Сам Николай Лентьевич к тому моменту тяжело болел и вскоре умер.

Николай Николаевич Шустов

Николай Николаевич со своими братьями Павлом, Сергеем, Василием вскоре сделали очередной смелый и интересный шаг, ставший для компании судьбоносным. В 1899 году за 50 000 рублей у купца Нерсеса Таирова они купили убыточный завод о производству бренди в Эривани (Ериван), и решили сделать основной акцент на продвижении именно этого напитка. Так появился знаменитейший шустовский коньяк.

Завод в Армении

Почему именно коньяк, а не бренди? Тут есть одна легенда. В 1900 г. Николай Николаевич инкогнито послал на выставку в Париж образцы своей продукции. Профессиональное жюри единогласно присудило неизвестному виноделу Гран-при. А узнав, что победитель конкурса не француз, в порядке исключения разрешили Шустову писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк». Вот поэтому армянские крепкие напитки типа бренди и называют коньяки. И если я не ошибаюсь, это чуть ли не единственное исключение для напитка, произведенного за границами французской провинции Коняьк

Вскоре были построены новые заводы в Араратской долине, а также вытеснены конкуренты. К 1917 году 80 % армянского коньяка было шустовским. Кроме Армении был основан завод в Кизляре, были куплены производства в Одессе и Кишиневе.

Началась агрессивная реклама за рубежом. По заветам своего отца Николай Николаевич Шустов придумал свое ноу-хау для продвижения бренда. Он лично отобрал два десятка молодых юношей из хороших семей, положил им хорошую зарплату и на свои деньги послал в Европу и в Америку. В обязанности этих секретных шустовских агентов входило не менее чем два раза в день заходить с дамой в какой-нибудь шикарный ресторан, заказывать великолепный стол, а когда сервировка подходила к концу, просить обязательно принести «бутылочку шустовского коньячка». В ответ на заявление официанта о том, что про такую марку здесь никто и слыхом не слыхивал, молодой человек удивленно поднимал брови и, делая вид, что не верит своим ушам, переспрашивал: «Как, у вас нет шустовского коньяка, самого лучшего коньяка в мире?» Получив утвердительный ответ, он поднимался, извинялся перед дамой за то, что привел ее в эту «забегаловку», полностью расплачивался по счету, хотя не притрагивался ни к чему, и, пообещав, что никогда впредь ноги его здесь не будет, покидал заведение. Стоит ли говорить о том, что уже спустя месяц после начала акции все крупные западные рестораны, а вслед за ними и рестораны помельче, в спешном порядке стали заказывать странную марку из России. Пошла она весьма хорошо.

Вот такой вот незамысловатый маркетинг :-) Но работала.
Только Англия ежегодно закупала у Шустовых 120 тысяч бутылок коньяка, бреди, водки и наливок. Чего там говорить, если сам Уинстон Черчилль впоследствии подсел на советский коньяк "Двин", сделанный по рецептуре и технологии Шустовых, называл его даже в разговорах со Сталиным не иначе как шустовским коньяком.

В Компания «Шустов и сыновья» в 1912 году получила то, к чему долго стремилась - стала официальным поставщиком двора Его Императорского Величества. К тому времени годовой оборот фирмы составлял огромную для России сумму – 10 000 000 рублей, а ее активы оценивались в 6 000 000 рублей. Вот такие вот дела.

Бизнес разрушил 1917 год. Заводы были национализированы, а сами Шустовы кто погиб, а кто отправился в иммиграцию. Кстати, среди дальних потомков Шустовых прекрасный актер Зиновий Гердт.
С тех пор несколько раз были попытки воссоздать бренд, но в целом - это больше дань уважения, чем реальные попытки. Так скажем на Одесском заводе выпускается коньяк (бренди) Шустов.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: История, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments