Previous Entry Share Next Entry
Сегодня 75 лет операции на острове Сухо. Подправлю старый пост.
id77
Здравствуйте уважаемые.
Сегодня ровно 75 лет со дня одного из самых странных и загадочных эпизодов Блокады Ленинграда - оборону острова Сухо. Пять с половиной лет назад я написал пост, и считаю неплохой (а я редко бываю доволен своими постами). Думаю, сегодня такой день, что я немного подкорректировав приведу этот пост здесь полностью - мало ли, кто-то не читал, и ему будет интересно. Итак....




Невский проспект в период войны.

22 июня 1941 года Германский Рейх начал военную компанию против нашего государства. Нет смысла сейчас останавливаться на причинах первичного разгрома, тем более в наше время есть несколько молодых и очень грамотных историков, таких как Алексей Исаев, Мельтюхов, Драбкин и многие иные, которые тщательным образом стараются разобрать этот вопрос. Горечь поражения была очень сильна, но я хотел бы отметить, что разгром был не повсеместным и катастрофическим. Объективно говоря, там, где командный состав был подготовлен, а соединения укомплектованы должным образом, потери были минимизированы, и это четко прослеживается в военных мемуарах некоторых известных бойцов и полководцев (Покрышкин, Кузнецов и т.д.). К сожалению, таких крепких профессионалов было не так много, плюс противостояла нам совершеннейшая, закаленная в боях и овеянная победами немецкая армия, враг серьезнейший и мощнейший. Только благодаря титаническим усилиям народов нашей страны и грамотному руководству, мы смогли победить и уничтожить этого противника. Но первые месяцы войны были очень сложными... К границам Ленинграда война подошла очень рано — в начале сентября 1941 года. К этому не был готов никто.

Маркиан Попов

4-я танковая группа группы армий «Север» под руководством генерал-полковника Эриха Гёпнера как «нож сквозь масло» прошла всю Прибалтику и уже 9 июля заняла Псков. Дальнейшее наступление на Ленинград было остановлено на так называемом Лужском оборонительном рубеже. Приказ на его постройку, на свой страх и риск отдал командующий Ленинградским военным округом генерал-лейтенант М. М. Попов, один из самых блестящих и толковых командиров РККА, ныне практически забытый. До середины августа кадровые войска и народные ополченцы обескровили немецкие формирования, а главное позволили выиграть время для того, чтобы укрепить оборону непосредственно возле Ленинграда. Возможно,  эта задержка стала ключевым моментом в том, что город не пал.


Лужский рубеж

Однако к 16 августу немецкие войска смогли выйти на оперативный простор и двинуть свои силы по направлению к Новгороду и Ленинграду. Одновременно 31 июля Финляндия перешла в наступление на Карельском перешейке, и остановилась на линии старой границы. Ситуация вокруг Ленинграда резко ухудшилась. 29 августа враг взял Тосно, а 30 августа вышел на берег реки Нева и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Следующие 25 дней были самыми сложными, не побоюсь этого слова "переломными" в истории города. По множеству документов и свидетельств очевидцев город готовили к сдаче, росла паника. Для того  чтобы попытаться предотвратить панические настроения 5 сентября Ставкой Верховного Главнокомандования (ГКО) на должность командующего Ленинградским фронтом был назначен маршал К.Е.Ворошилов, но тот сам видимо не очень верил в то, что немцев можно остановить и, судя по имеющимся свидетельствам, искал смерти в бою. 8 сентября фашистские полки взяли станцию Мга, затем Шлиссельбург (Петрокрепость) и таким образом отрезали Ленинград от суши. Началась 872 -дневная Блокада города.


Окружение Ленинграда

Считается, что Гитлер своей директивой № 35 от 6 сентября сам остановил наступление Группы армий «Север» на город, сняв до 70 % танков, а главное 8 авиакорпус Вольфрама фон Рихтгофена, перебросив их под Москву, посчитав, что в городских боях армейская группировка понесет слишком большие потери. Это не совсем верно. На самом деле Гитлер дал возможность командующему группой армий Фон Леебу провести штурм города, и уже 9 сентября такой штурм начался. Войска же свои с фронта (авиацию и танки, о чем я говорил выше) немцы начали снимать с фронта не раньше 15 числа месяца, то есть как минимум 6 дней фашистские (не люблю этот термин, тем более с исторической точки зрения он не верен, ну да ладно) войска в полном составе пытались взять город. 10 сентября ставка ГКО назначила командующим Ленинградским фронтом Г. Жукова. С этим назначением, кстати, возникает первый интересный момент из тех, о которых я говорил в начале этого повествования — по некоторым документам назначение состоялось не 10, а 11, но прибыл Генерал Жуков в Ленинград только 14. Я так и не смог найти внятного объяснения, с чем именно была связана такая задержка в важнейшие дни обороны города.
С большим трудом и напряжением всех сил штурм города удалось отбить, линия фронта стабилизировалась, но город оказался в осаде. Финны вышли на свою старую границу и никаких действий (судя по воспоминаниям К.Г. Маннергейма осознано) не предпринимали, сухопутных войск немцев для нового штурма было недостаточно, а силами исключительно «Люфтваффе», учитывая сверхнасыщенную систему ПВО Ленинграда, оперировать было невозможно..


Аэрофотосьемка Бадаевских складов (обозначены красным овалом) в первый день войны.

Основной проблемой оказавшегося в блокаде более чем трехмиллионного населения стал голод. В советской историографии зачастую его связывают с тем, что чуть ли не в первые дни войны сгорели так называемые Бадаевские склады, запасник продовольствия для города. Это абсолютно не соответствовало действительности. Запасов продовольствия, находившегося на вышеуказанном складе, хватило бы максимум на 5 дней — не больше. Кроме Бадаевских были и другие запасники продовольствия, но как показывают документы, провиант там был или просрочен или испорчен — в городе попросту не было неприкосновенного запаса продовольствия. Власти Ленинграда оказались совершенно не готовы к ситуации, которая сложилась осенью 1941 года и можно с уверенностью сказать, что огромная часть вины в возникшем голоде лежит на них. Можно ли было что-то предпринять? Конечно! Известный исследователь Никита Ломагин, например, считает, что: «Надо было более организованно провести эвакуацию населения в доблокадный период, сразу же ввести ограничения на изъятие денежных средств из сберкасс, а также вовремя установить карточную систему и закрепить население за магазинами, тем самым не допустив многочасового стояния обессилевших ленинградцев в огромных очередях». Я лично согласен в этом вопросе с мнением известного эксперта.

Неподготовленность властей привела к тому, что начиная с ноября года в городе начался настоящий и суровый голод. Вот норма выдачи продовольствия по карточкам на ноябрь-декабрь 1941 года:

- Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,

- Войскам первой линии — 500 граммов.


Блокадная пайка хлеба и хлебная карточка на осень 1941 года.

При этом надо понимать, что хлеб этот бы не то чтобы  не питательный или полезный, а практически несъедобный, более чем на половину состоявший из целлюлозы и других примесей.
В городе начались случае каннибализма, серьезно вырос уровень преступности. Убить человека за хлебную карточку, которую и не каждый день можно было бы отоварить, стало обычным делом.
В эти нелегкие, критические дни стало ясно, что поддерживать город в осаде можно только 2-мя способами - «воздушным мостом» и судами через Ладожское озеро. Воздушный мост был делом малоперспективным, ввиду отсутствия большого количества транспортной авиации и невеликой грузовой способностью отдельного самолета. Поэтому большую часть снабжения города пришлось  вести именно через озеро. В историю транспортная магистраль через Ладогу вошла под названием «Дорога жизни».


Общая карта "Дороги жизни"

Было два основных пути этой магистрали. Первый проходил через Шлиссельбургскую губу и назывался малым. Второй же шел от Новой Ладоги и назывался соответственно Большим. Осенью, вплоть до того, как Ладога покрылась льдом перевозками беженцев, продовольствия, оружия занимались суда вновь сформированной Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства. Со стороны Ленинграда основным портом стал Осиновец, дополнительными станция Ладожское Озеро и Коккорево. С другой стороны «дороги» основным местом приема стала Кобона, дополнительными Лаврово и Коса. Основной проблемой являлось то, что все вышеуказанные места являлись абсолютно необорудованными и не готовыми к приему судов. Вплоть до ноября 1941 года основной маршрут перевозок проходил по линии Новая Ладога-Осиновец.


Мыс Осиновец

Как свидетельствует Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов,  в конце августа Ставкой ГКО была поставлена задача оборудовать порты, обеспечить бесперебойную систему коммуникации осажденного города с Большой Землей. Героическим и титаническим трудом было сделано очень и очень немало: был проложен кабель телефонной связи по дну озера, возведены заново и (или) укреплены имеющиеся инфраструктура для приема судов, подведены ветки железнодорожного сообщения напрямую к пирсам, особо усилена охрана от возможных диверсий, усилены средства ПВО. Последнее было очень немаловажно, учитывая постоянные налеты вражеской авиации. Как пишет историк В.Ковальчук: «всего в составе Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО насчитывалось 76 85-миллиметровых, 69 76-миллиметровых, 39 37-миллиметровых орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторных станций плюс 7-ой истребительный авиакорпус (ИАК) ПВО и авиации Краснознаменного Балтийского флота».


Малый маршрут "Дороги жизни"

С ноября, после того как Шлиссельбургская губа покрылась льдом были организованы сначала конно-санные, а потом и автомобильные пути транспортировки.
Стабилизация с поставками сразу же положительным способом сказалась на жителях блокадного Ленинграда. Например, 11 февраля была объявлена третье по счету увеличение продовольственного довольствия: рабочие и ИТР стали получать 500 г хлеба в день, служащие — 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Одновременно были улучшены качество и питательность хлеба. Городу было трудно, но кризис миновал — Ленинград жил, боролся и верил в победу.
С начала войны на Ладожское озеро было внутренним водоемом Советского государства и, соответственно, никакой необходимости держать здесь военные корабли не было. Однако с 25 июня 1941 года Ладожская военная флотилия была образована вновь. Связанно это с вступлением в войну Финляндии. С октября 1941 по сентябрь 1944 года командующим флотилии был капитан 1 ранга, а с января 1944 — контр-адмирал Чероков В. С.


Ладожская Военная флотилия

Вплоть до весны 1942 года у флотилии на Ладоге не было соперников, но сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и мирных заградителей, организовав свой отряд. Местом базирования вражеских сил стала Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года на Ладожское Озеро был переброшен сначала 12-ый отряд торпедных катеров из порта Специя (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм. пулемет, 6 глубинных бомб, дымаппаратура), а потом 15 (впоследствии их число возросло до 20) немецких самоходно-десантных барж конструкции Зибеля. Баржи (или паромы, как принято их называть в отечественной историографии) имели водоизмещение 144 тонны, их осадка составляла не более 1 метра. Представляли они из себя катамараны, состоящие из двух понтонов, соединенных широким помостом с бронированными надстройками. Баржи делились на легкие и тяжелые. Вооружение тяжелых паромов состояло из трех 88 мм. орудий и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов, легкого - из одной 37 мм. пушки и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов. Два двигателя суммарной мощностью 1500 л.с., обеспечивали скорость до 10 узлов. Принадлежали эти баржи “Люфтваффе», а командовал ими непосредственно полковник Фриц Зибель.


Командующий ЛВФ контр-адмирал Чероков В. С

Столь серьезное усиление группировки противника на озере заставило советское командование предпринять ответные меры. Были введены в строй несколько новых кораблей, основаны береговые батареи. Одной из таких батарей стала 3-орудийная 100-миллиметровая под № 473 на острове Сухо, остров, сыгравший немалую роль в войне на Ладоге и в обороне Ленинграда.
Этот небольшой островок, имеющий размеры 90 на 60 метров был насыпан по приказу Петра I. По легенде при прохождении Волховской губы его ял сел на мель, а он воскликнул: «Тут же сухо!», после чего велел основать остров на месте имеющееся отмели. Остров получил форму неправильной подковы с небольшой бухтой. Вход в бухту был построен с юго-востока, так как восточный ветер дует тут редко. В 1825 году на острове было воздвигнуто здание маяка, а в 1891 году маяк был перестроен и переоборудован. Остров находится примерно в 25 километрах от Новой Ладоги, а его координаты (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6")


Маяк на острове Сухо

Чем же так известен этот небольшой островок, затерянный на просторах огромного озера, чем же необычен, в чем его тайна. Известен Сухо, конечно же, тем боем, который произошел на нем 22 октября 1942 года. Я думаю, уместно будет рассказать сначала о сражении, а уж потом перейти к странностям и тайнам этой операции.
Итак, около 7 часов утра 22 октября 1942 года к острову Сухо подошел большой отряд, состоящий из семи тяжелых десантных, четырех легких, трех транспортных, одной штабной и одной санитарной барж, а также из семи десантных катеров — всего 23 судна. Все они были немецкие. Кроме того обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, а также неподалеку должны были находиться итальянские и финские катера.


Итальянский торпедный катер на Ладоге.

Им противостоял гарнизон острова в составе около 100 человек под руководством старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Около 7 часов 10 минут сигнально-наблюдательный пост на острове Сухо обнаружил в 30 кабельтовых (около 5,5 км) к западу большое количество крупных и мелких судов, шедших в строе фронта по направлению к острову. Пост принял их за советский караван, направлявшийся в Новую Ладогу. В 7 часов 15 минут суда, оказавшиеся кораблями противника, прикрывавшимися с воздуха шестью самолетами Ме-109 и двумя самолетами Ю-88, открыли сосредоточенный огонь по острову Сухо. Первыми же залпами противника была сбита антенна, и связь острова с командованием оборвалась. В 7 часов 17 минут командир батареи Гусев приказал открыть огонь по кораблям противника. Через минуту прямым попаданием 88-мм снаряда в маячное здание был разбит находившийся там командный пункт батареи, и орудиям пришлось далее вести огонь самостоятельно. К 7 ч. 30 м, видимость улучшилась, и состав сил противника был уточнен. Неприятельские корабли вели огонь из 88-мм орудий и большого числа, счетверенных 20-мм автоматов, Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов. Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.


Командир гарнизона Сухо И.К. Гусев

Лейтенант Гусев, несмотря на 4 ранения руководил боем, и только 5 вывело его из состава.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). В послевоенных источниках было сказано, что они находились в дозоре, я же точных сведений об этом не нашел, так что считаю это счастливой случайностью. Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. Об этом моменте в частности вспоминает командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются»: «Мы с командующим флотилией В. С. Чероковым и командующим ВВС флота М. И. Самохиным находились в Морье, по дороге в Новую Ладогу, когда нам доложили, что противник со своих быстроходных катеров и десантных барж обстреливает батарею острова Сухо. Отдав приказание начальнику штаба авиации флота о подъеме штурмовиков в воздух, мы поспешили в Новую Ладогу. Командир военно-морской базы Осиновец капитан 1 ранга А. Г. Ванифатьев получил приказ выслать корабли навстречу отряду противника».


Командир тральщика Тщ-100 старший лейтенант П. К. Каргин

До прихода помощи героически и очень умело принял бой командир МО-171. Он не только вел артиллерийскую дуэль с 8 судами противника, но также смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Впоследствии один из этих геройских кораблей (ТЩ-100) был установлен в качестве памятника в Новой Ладоге.

Памятник тральщику ТЩ-100

Наконец примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении или повреждении судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну. Численность потерь с немецкой стороны естественно оспаривается западными историками, например количество потерянных нами самолетов они оценивают в 6.


Самоходная баржа типа Зибель

Вот такая вот история. А вот теперь несколько слов стоит сказать о тех странностях и загадках, которые были вокруг этой операции. Собственно говоря, возникает вопрос, зачем была проведена эта операция. При ответе на этот вопрос главенствуют 2 абсолютно противоположных мнения: 1) выраженное известным историком Н.И. Барышниковым в своих книгах. По его мнению, Сухо был ключевым местом в системе обеспечения продовольствием и боеприпасами осажденного города.
2) Штурм Сухо — это никому не нужная, и демонстрация присутствия немцев на Ладоге, имеющая своей целью подвигнуть финских союзников к более активным действиям.
Давайте рассмотрим обе эти точки зрения и попытаемся понять, насколько они вообще близки к действительности.
Начнем с мнения Барышникова. Вот отрывок из одной из его книг: «Летом и осенью функционировавшая Дорога жизни, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград, являлась морской, поскольку грузы перевозились уже судами. Обеспечение охраны этого пути имело исключительно важное значение. В этом отношении ключевую роль играл небольшой остров Сухо, где находился военный гарнизон, обеспечивавший прикрытие водного пути из Кабоны в Ленинград». Рассматривая карту с ходу понимаем, что это полная ерунда. От острова Сухо до Кабоны километров 60 и уж водный путь, который мы назвали малым маршрутом Дороги жизни (Кобона-Осиновец), Сухо точно никак не прикрывает.


Трассы перевозок по "Дороге жизни" в 1942 году

Этот остров лежит на пути большого Маршрута Дороги жизни и является важным объектом на пути из Новой Ладоги в Осиновец. Однако на дворе конец 1942 года и Большой маршрут перестал играть ключевую роль в обеспечении Ленинграда. Гораздо удобнее снабжать осажденный город через Кабону, да и потом летом 42 по дну Ладоги был проложен трубопровод для перекачки топлива и еще кабель от восстановленной Волховской ГЭС, то есть перекрытие Большого маршрута к коллапсу перевозок не приведёт однозначно. Тем более к этому времени был отремонтирован Новоладожский канал, через который, несмотря на его маленькие размеры и мелководье, тоже можно было бы проводить суда. Давайте представим, что операция немцев достигла успеха, и они заняли остров. К чему это приведет? Менее чем через месяц на Ладоге встанет лед и соответственно провод кораблей по Большому маршруту прекратится сама собой и замрет. В общем то и все. Соответственно строить выводы, что вся операция была направлена на разрушении системы коммуникации между блокадным Ленинградом и Большой Землей, посредством занятия Сухо было бы абсолютно неправильно.


Схема Боя у острова Сухо

Рассмотрим вторую точку зрения. Якобы немцы демонстрировали «флаг» на озере, сделав небольшой набег и при возможности уничтожив островной маяк. Так ли было дело? Думаю, нет. Меня смущает в этой версии сразу несколько моментов. Во-первых, немцы разработали эту операцию, которой дали кодовое название «Бразиль» исключительно силами «Люфтваффе» без привлечения, как финнов, так и итальянских торпедных катеров. Катера эти «болтались» где то неподалеку, но задач им не ставилось, а значит, понятия об этой операции они не имели. То есть была необходимость в соблюдении строгой секретности, а также хорошее взаимодействия между судами, десантом и самолетами. Во-вторых, по имеющимся в наличии финским и немецким документам выход в ночь с 21 на 22 октября был не первой, а третьей попыткой проведения операции. Первая предпринималась 9, вторая 15 октября. 8 октября помешала непогода, а 15 суда не смогли сориентироваться на море и были вынуждены вернуться в порты. Не знаю как кому, а мне это очень странно. Есть такое впечатление, что своими действиями немцы хотели дезинформировать как советскую разведку, так и своих союзников. В третьих, посмотрите на состав сил. Для того чтобы провести легкий «набег» не обязательно было собирать такой мощный кулак, рискуя редкими и дорогостоящими баржами «Зиверта». Не стыкуется..никак. Весь ход войны, весь военный опыт показывал, что просто так немцы не стали бы рисковать столь крупными соединениями ради неясной цели.


Остров Сухо сейчас

Что у нас выходит по гамбургскому счету? А то, что бой у Сухо до сих пор полон загадок. То, что операция проводилась осознанно, то, что немцам нужен был этот остров именно в конце осени, для меня лично не подлежит сомнению. А вот для чего он был нужен — тут сплошная тайна. Я считаю, что немецким командованием замасливалась какая-то сложная многоходовая комбинация, и получение Сухо было одним из первых, но, тем не менее, важных ее этапов. Скорее всего, следующим этапом было бы уничтожение ремонтных баз ЛВФ в Новой Ладоге. Как бы там не было, благодаря исключительному мужеству советских моряков, летчиков и солдат эта операция была сорвана! Несколько фамилий этих мужественных бойцов история сохранила для потомков старшие лейтенанты И. Гусев, В. Ковалевский и П. Каргин, старший сержант В. Баскаков, сержанты Ф. Мишуков и П. Пугачев, старшина Мартынов.
Пройдет еще немного времени и «Дорогу жизни» заменит «Дорога Победы», затем будет снята блокада Ленинграда, а 2 мая 1945 года наши войска заставят капитулировать Берлин.
Вечная слава героям!!!


Приятного времени суток

  • 1
Я бы сказал, что организаторские способности немцев сильно переоцениваются и в большинстве случаев объяснением их непонятного поведения в данное время в данном месте является просто глупость и бардак в их командовании. Есть большое количество немецких и финских документов по данной теме, но это не формат комментариев.

Я читал кое-чего, и скорее склоняюсь к Вашей позиции. Но так до конца и не могу ее принять :-)

Я в период 2009-2013 гг собрал и перевел большое количество немецких и финских документов по данной теме и еще больше читал разной сопутствующей финской "текучки". Практически единственный вопрос остался - откуда и у кого вообще вдруг возникла идея напасть на Сухо. До октября о нем никто даже не упоминал. Приказ об операции Бразиль датирован 6 октября. Имеется донесение одного немецкого офицера, где тот в частности пишет, что у них имело место некое чрезвычайное происшествие, вслед за которым они получили от Люфтваффе четкий приказ и сразу бросились его выполнять, результатом чего и стали события у Сухо. Что это было за ЧП и почему из-за него внезапно надо было лезть на Сухо - без понятия.

Интересно. Спасибо!!!
Всегда приятно поговорить со знающим человеком.
Буду искать, что за оса ужалила люфтов :-)

Дело в том, что всё время присутствия немцев на Ладоге сопровождается непрерывными ЧП, причиной которых являлась чья-то некомпетентность. Поэтому они подобные вещи не очень документировали и о них можно узнать косвенно из документов финнов или Кригсмарине. Если брать за ориентир дату приказа о нападении на Сухо (6 октября) и смотреть предшествующие дни, то первым делом вызывают интерес события в ночь 26-27 сентября. Флотилия паромов в эту ночь должна была произвести набег на пути снабжения Ленинграда и они реально в ту сторону ходили. Финские береговые наблюдатели сообщили под утро о каком-то взрыве со стороны озера, а отряду торпедных катеров поступил приказ двигаться в тот район на спасательные работы. Те вышли с большим опозданием, а по возвращении оставлена запись, что они попали в туман и имели приключения. Что взорвалось ночью, кого надо было спасать и что были за приключения - документы умалчивают. Но есть подозрение, что тут могли приложить руку Кригсмарине, так как их катера в эту же ночь ходили минировать трассу перевозок и это был единственный раз, когда им это удалось.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account