Previous Entry Share Next Entry
Что же произошло с "Салют-7"? Превью перед фильмом.
id77
Здравствуйте уважаемые.
Вчера на большие экраны вышел долгожданный фильм "Салют-7", который я еще не смотрел, но обязательно посмотрю в самое ближайшее время. Почему долгожданный? Потому что, должен нам поведать об одной из самых сложных операций в советской космонавтике. И если ничего не испортят, фильм должен выйти отменным! Обязательно расскажу Вам свое мнение о нем.

А вообще операция по спасению "Салют-7" уникальна. И прошла благодаря силе, воле, опыту и храбрости наших космонавтов, а еще немало количества удачи. Наши космонавты Джанибеков и Савиных - настоящие герои!!!!

Но давайте немного предистории.
"Салют" был одной, а точнее последней космической станцией из проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Салют - 8 стал уже стал базовым блоком Орбитальной станции "Мир" и это уже следующее поколение. Также как и "Салют-9".

"Салют-1"

Тут правда надо понимать, что в СССР космическая программа мирного освоения шла рука об руку с военной, и поэтому в принципе были "Салюты" а были военные "Алмазы", но к делу сейчас это не относится, давайте сосредоточимся именно на "Салютах".

Их можно разделить на 2 поколения - первые или краткосрочные, которые начали запускаться с 1971 года (Это "Салют-1" и "Салют-4"), а также второго поколения ("Салют-6" и "Салют-7").
"Салют-6" был запущен 29 сентября 1977 году и по отношению к первой генерации он был совсем иным.

Салют-6
Станция имела два стыковочных узла (на переходном и на агрегатном отсеке), что позволяло принимать одновременно два космических корабля, двигательная установка, могла быть дозаправлена от беспилотного грузового корабля «Прогресс», пополнялись также запасы регенеративных патронов, сжатых газов, питьевой воды, пищи и других расходуемых материалов. Все могло меняться и по-сути это было похоже уже на современную космическую орбитальную станцию в полном значении этого термина. Полет "Салюта-6" длился 1764 суток и ее посетило 5 долговременных экспедиций, в том числе первые космонавты: Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии (о их нынешней судьбе я писал вот тут вот:https://id77.livejournal.com/59424.html и тут: https://id77.livejournal.com/59682.html Мало ли, будет интересно Вам :-)

После успешного запуска станции «Салют-7» 19 апреля 1982 года станция «Салют-6» была сведена с орбиты 29 июля 1982 года и частично сгорела в атмосфере, частично была затоплена в Тихом океане.

"Салют-7" был еще более крутым и модернизированным аппаратом. Поэтому и планировалось, что он послужит не менее 5 лет. И поначалу все шло штатно. Посетил станцию и первые француз и индиец, именно на "Салют-7" работала вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая. Также был установлен рекорд продолжительности полёта космонавтов на то время (211 суток).

Однако чем дальше, тем больше начинались проблемы. Сначала мелкие недочеты и аварии, и чем дальше, тем больше. А тут сначала не смогла пристыковаться из-за поломки антенны «Союз Т-8» (экипаж Титов, Стрекалов, Серебров), в апреле 1983 года. Потом транспортный корабль снабжения ТКС-3 «Космос-1443» не смог отстыковаться и 4 суток очень портил нервы космонавтам Ляхову и Александрову,которые переживали,что транспортник может их с орбиты сбить. Кроме нервов потратили еще и кучу топлива.

Владимир Ляхов и Александр Александров
Они планировали вернутся в сентябре на Землю,но на Байконуре произошло настоящее ЧП «Союз Т-10-1» (экипаж - все те же многострадальные Титов и Стрекалов) 26 сентября 1983 года за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе.

Владимир Титов и Геннадий Стрекалов
В общем, весь график сбился и серьезно. Владимир Ляхов и Александр Александров вернулись на домой только 23 ноября 1983 года. Дальше до октября 1984 года было все штатно, но вот после приземления экспедиции "Союза-12" начались проблемы. Как я уже сказал,из-за провала запуска «Союза Т-10-1» (следующий удачный запуск тоже назвали "Союз-10") сбился график запусков и получилось что весь конец 1984 и начало 1985 года на "Салюте-7" не было экипажа. А он уже был не новым, мягко говоря, поэтому начались реальные проблемы. Сначала потеряли связь со станцией, а потом телеметрия показала, что "Салют" стремительно начинает терять высоту и становится абсолютно неконтролируемым. После долгих раздумий было принято рискованное решение - попробовать спасти станцию. Особую тревогу у наших вызывало даже не то, что станция может свалится непонятно где, а то, что ее могут украсть американцы. Разведка доложила, что они уже в курсе проблемы и готовят свой "Шаттл" для перехвата. Не знаю точно, насколько это было реально, конечно. Теоретически по весу и габаритом эту операцию можно было сделать, но по уму - думаю наши просто Бонда пересмотрели (да - некоторые могли и в то время :-))

Кадр из фильма "Живешь только дважды"

Как бы то не было, приказ был отдан. И выполнять его назначили самого тогда крутого нашего космонавта Владимира Джанибекова для которого это был 5 полет в космос,причем уже 3 на "Салют-7" и опытного и надежного бортинженера Виктора Савиных, который разработкой оптики занимался в том числе и на "Салютах". Куда лететь было понятно, а что делать там и как действовать - нет. Если честно, больше все это походило на авантюру.

Значительно переоборудовали стандартный "Союз" - были взяты дополнительные запасы топлива и воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха и еще многое иное.
Самое забавное, что назвали его «Союз Т-13» (ну, по счету). Думаю, многие бы под такой цифрой лететь не стали бы. Но наши - это наши :-))
Стартовали 6 июня 1985 года в 10:39 с "гагаринского старта" (что это такое я писал вот тут вот:https://id77.livejournal.com/854279.html)
8 числа удалось состыковаться, причем как удалось,я до сих пор не понимаю... Воля,опыт, сила, знания, верный глаз и...удача. Без нее никуда. Опять-таки повезло, что корабль не разгерметизировался.

6 дней каторжной адской работы на износ,когда парни каждую минуту рисковали не просто здоровьем, но и жизнью, и они починили основные системы и прежде всего отопление и электричество. И даже без синей изоленты :-)) После этого удалось начать работать сносно, а главное ждать транспортник с Земли с допинструментами, оборудованием и всем необходимым, в том числе и новых скафандров типа "Орлан-ДМ" для работы в открытом космосе.

И они все сделали. Все починили. И она проработала еще вплоть до 1991 года,правдас запуском станции "Мир" в 1986 году "Салют-7" был законсервирован. Мог еще летать, но там очередная катастрофа была. В общем,частично сгорел - частично упал в Южной Америке.
В сентябре пришел новый "Союз" (Т-14) с экипажем Васютен-Гречко-Волков, и Джанибеков вместе с Гречко вернулся домой на «Союз Т-13».А Виктор Савиных проработал в космосе еще 58 дней. Вот такие вот дела.

За этот полет Джанибекову не дали Героя Советского Союза - у него уже было 2 Звезды. Правда присвоили звание генерал-майор авиации. Ну и конечно Орден Ленина.
А Виктор Савиных впоследствии написал книгу "Записки с мёртвой станции» - будет возможность,почитайте.

Уникальная операция по спасению умирающей станции в глубоком космосе!
Оба наших настоящих героя живы до сих пор и дай им Бог здоровья.
А фильм... надо посмотреть - надеюсь, он будет классным :-)
Приятного времени суток.

  • 1

Раз оба героя живы, они фильм и консультировали.


Не факт...
Они помнят, как было на самом деле, а не как надо показать.

Хороший фильм. Но не совсем исторический. Завтра напишу

сложная там вся история нашей космонавтики. Нахрапом брали. Но зато впереди планеты всей. пс. на фильм надо бы сходить.

Надо же!
А ведь обо всём этом нам до сих пор не говорили...
"Произведён очередной запуск... самочувствие космонавтов хорошее..." и всё, что полагалось народу знать.

Не полагалось, да. Только по косвенным признакам можно было бы определить некоторые проблемы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account