Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Типографии и издательства. Часть 1
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами любопытную тему известных компаний Российской империи. В прошлый раз мы с Вами закончили с музыкальными инструментами:https://id77.livejournal.com/1599585.html
Сегодня же начнем про типографии и издательства. И начнем несколько нестандартно :-) Не с Сытина (о нем, возможно с следующий раз), а о другой крупной подобной организации - "Товариществе скоропечатни А. А. Левенсона".

А.А. Левенсон

Заниматься печатным делом Александр Александрович Левенсон начал в 1881 году. В доме своего отца – известного московского доктора А.С. Левенсона – в Рахмановском переулке начинающий издатель открыл типографию с одной типографской машиной и ручным типографским станком. Первоначально, имея всего одну типографскую машину и ручной типографский станок, получало незначительные заказы на печать визитных карточек и коммерческих счетов.

Спустя несколько лет был получен заказ на печатание газеты «Новости дня». Однако, уже через шесть лет удачливый предприниматель сумел привлечь пайщиков и основал «Типографию А.А. Левенсона и Ко», которая в 1890 году была преобразована в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона с основным капиталом 210 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 1913).

В 1892 году в типографии в Рахмановском переулке случился пожар, уничтоживший оборудование, материалы и продукцию. Однако случившееся не помешало Левинсону вновь встать на ноги, да так, что через год объем печатной продукции уже превышал допожарный. Кроме книг типография выпускала дешевые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон. В июне 1884 года в маленькой типографии отпечатали тысячу двести экземпляров книги «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте». В 1896 году «Товарищество скоропечатни Левенсона» удостоилось звания поставщика Двора Его Императорского Величества. И это был серьезный успех.

До этого, в 1895 году оно получило большую серебряную медаль Министерства финансов, а в 1896 году золотую — на выставке в Париже в память столетия литографии. В 1900 году золотая медаль за продукцию товарищества была присуждена на парижской всемирной выставке; при этом золотой медали был удостоен управляющий мастерскими, серебряной — управляющий литографией, а бронзовой — помощник управляющего литографией.

Особой удачей было получение права печатать материалы, связанные с коронацией царя Николая II. К концу XIX века стремительно развивающейся типографии стало тесно в помещениях в Рахмановском, и Левенсон решил приобрести владение в Трехпрудном переулке для строительства современного здания. Он имел четкое представление о своей будущей типографии. Это должна была быть современная, хорошо построенная и устроенная фабрика, представляющая собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Для реализации грандиозного проекта Левенсон пригласил выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля. И тот все сделал прекрасно. И функционально, и очень красиво внешне :-)

В типографии были литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплетная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин. Заведующим книгоиздательской деятельностью «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» был И.Н. Кнебель – известный издатель и книгопродавец, специализировавшийся на красивых альбомах по изобразительному искусству. К 1910-м годам типография Левенсона стала одной из крупнейших фирм, в ней работало четыреста пятьдесят человек. Она была известна выпуском роскошных и подарочных изданий, памятников древнерусской письменности.

В 1913 году в типографии вышел материал, посвященный трехсотлетию Дома Романовых. В скоропечатне Левенсона издавалась театральная газета «Ежедневное либретто», в которой публиковались либретто опер и балетов. Кроме того, газета содержала все последние новости культуры и многочисленную рекламу. Абонентам на афиши московских театров газета рассылалась бесплатно. Кроме того, именно в типографии Левенсона был напечатан первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом».

Во время революции 1905 года рабочие всех московских типографий участвовали в забастовке. В скоропечатне Левенсона производились лишь частные работы в отделении театральных афиш, причем работали исключительно женщины под охраной роты солдат. После революции дело заброшено. В 1917 году в одном из помещений типографии находилась редакция газеты Московского комитета большевиков «Социал-демократ». А дальше была интересная история. Точнее - баечка из серии "городские легенды" :-)) В издательство Левенсона пришли вооруженные маузерами комиссары. Они обратились к хозяину с необычным предложением – напечатать деньги. Левенсон, конечно, отказался, потому что это было уголовное преступление.

Комиссары стали объяснять, что деньги нужно напечатать новые – большевистские. Хозяин успокоился и хотел уже ударить по рукам, но вспомнил, что не решен вопрос с оплатой. Большевики усмехнулись и сказали, что он может взять, сколько захочет, из напечатанных денег. Но Левенсона такие условия сделки не устроили, а у комиссаров настоящих денег не оказалось.
Поэтому вскоре типографию в Трехпрудном переулке национализировали и преобразовали сначала в государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, потом – в Ордена Трудового Красного Знамени Московскую типографию «Искра революции», но в том виде, в каком она была до 1917 года, уже не существовала.

Сегодня типография занимает лишь небольшую часть здания бывшей скоропечатни Левенсона – остальное пришлось уступить бизнес-центру. Рельефное панно в левой стороне уличного фасада, на котором изображены двое рабочих у печатного станка – эмблема типографии.
Интересно еще и то, что с домом № 9 по Трехпрудному переулку связано рождение пионерии. Именно здесь в 1922 году комсомольцами Краснопресненского района был проведен сбор первого пионерского отряда в СССР. На сборе присутствовали первые пятьдесят два пионера Москвы. В память об этом значимом для страны Советов событии на здании установили гранитную доску. Поэтому в 1924 году Патриаршие пруды были переименованы в Пионерские. Однако новое название не прижилось, и москвичи продолжали называть пруды по-старому.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account