Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Музыкальные инструменты. Часть 1
id77
Здравствуйте уважаемые.
На прошлой неделе мы с Вами закончили разговор о парфюмерии: http://id77.livejournal.com/1511413.html.
Сегодня начнем новый небольшой цикл и поговорим...о музыкальных инструментах.
И начнем отнюдь не с ожидаемого вами фортепьянного мастера Беккера, а с его ученика Федора Михайловича (он же Фридриха Германа Эрнста) Мюльбаха. Очень и очень качественные инструменты выпускала его фабрика.
Уроженец Саксонии Федор Мюльбах (давайте называть его так) с юных лет переехал в Ревель, где и получил образование и даже начал первые шаги на поприще бизнеса.

Желая завоевать страну и весь мир, в 1854 году переехал в Петербург, и устроился мастером сначала на фабрику К. Вирта, а затем и самого Я. Беккера. Немало научившись секретам мастерства, и поделившись своими, Федор Михайлович решил, что вполне может открыть и свое дело. Поэтому в середине 1856 года, скопив кое-какие средства , он в доме № 3 по Офицерской улице (ныне улица Декабристов)открыл небольшую мастерскую. В первое время в этой мастерской работало помимо хозяина только трое рабочих, но постепенно производство начало расширяться . Поначалу Мюльбах выпускала только рояли. Материалы выписывались из-за границы, а изготовление механизмов, сборка, регулировка и настройка инструментов производились на месте. По конструкции продукция Мюльбаха во многом была схожа с инструментами его учителя - Я. Беккера, хотя были и свои усовершенствования. Качество инструмента и небольшая цена начали играть свою роль - его заметили. Особенно сыграла большую роль участие во Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, которая состоялась в Петербурге, где экспонировался рояль мюльбаховского производства.

Журнал «Музыкальный свет» писал о продукции Мюльбаха: «Конструкция английская ручается за прочность и содействует тому, чтобы строй держался долго; звук светлый, металлический (главное условие для концертного рояля), совершенная ровность на протяжении семиоктавной клавиатуры; басы имеют тембр органа, верхние же ноты дисканта звучат металлически без той деревянности, какую мы встречаем в инструментах других мастеров; туше удобное и приятное; поднимание и опускание педалей не сопровождается неприятным звуком, что важно в настоящее время, когда педали служат средством для передачи разнообразных эффектов фортепианной игры... Пианино он делает только по заказу, так как, по его мнению (что и справедливо), инструменты этого рода не могут соответствовать всем требованиям. Цены относительно недорогие, если взять в соображение прочность и красоту звука». Это было превосходной рекламой!

Фабрика Мюльбаха производила к этому времени до 50 инструментов в год в достаточно широком ассортименте. Концертные, салонные и кабинетные рояли и пианино были сравнительно недороги. Корпуса инструментов делали из орехового или палисандрового дерева; механизм был английской конструкции, объем клавиатуры —7 октав. Продажа изделий происходила непосредственно в здании фабрики.

В 1878 году совладельцем и управляющим фабрикой стал сын Ф. М. Мюльбаха Федор Федорович, изучивший фортепианное производство в Лейпциге. Используя накопленный в Германии опыт, он ввел в конструкцию инструментов ряд ценных усовершенствований. Ему принадлежит заслуга создания рояля типа «Миньон». Благодаря своей компактности и приятному звучанию этот малый рояль пользовался огромным спросом. Можно сказать, что это бестселлер музыкального рынка! Многие уже и не помнят фирму Мюльбаха, но вот бренд "Миньон" стал почти легендарным!

В начале 80-х годов отец и сын Мюльбах купили земельный участок между 5-й и 6-й ротами Измайловского полка (ныне Красноармейские улицы). На участке был выстроен трехэтажный фабричный корпус и капитально перестроено каменное четырехэтажное здание. В новом помещении впервые был установлен паровой двигатель мощностью 10 лошадиных сил.
После переезда в новое помещение производительность фабрики стала быстро расти. Высокие акустические качества, стабильность и прочность мюльбаховских инструментов способствовали увеличению числа заказов. Особенно значителен этот рост стал с середины 90-х годов. К концу века годовой оборот фабрики составил 200 тысяч рублей. Росла и численность рабочих—к 1898 году на предприятии работало 150 человек.

Тут была фабрика Мюльбаха

В последней четверти века инструменты Мюльбаха неоднократно удостаивались высших наград на международных выставках: фирма получила 16 медалей, среди которых было 16 золотых.

В 1902 году фабрика «Ф. Мюльбах» перешла в собственность А. Ф. Натинг, управлять предприятием стал А. И. Натинг, знаток фортепианного производства. В 1905 году было построено большое пятиэтажное здание на месте старых строений со стороны 5-й роты, а в 1912 —здание со стороны 6-й роты. Годовая производительность фабрики в эти годы равнялась 270 тысячам рублей. Фирма имела склады готовой продукции во всех губернских городах Российской империи. Сама фабрика удостоилась почетного звания Поставщик его императорского двора!
Весной 1914 года фабрика выпустила новую усовершенствованную модель кабинетного рояля типа «Стейнвей», с гнутыми, цельными боками корпуса, дискантным колокольчиком и механизмом двойной репетиции. У нового рояля был великолепный певучий тон, по характеру напоминающий звучание малых роялей Стейнвея и Бехштейна. К сожалению, таких роялей, выдающихся по качеству, удалось выпустить лишь четыре.

Все ипортила Первая мировая война. Немецкое происхождение глав фабрики сыграло с ними злую шутку, и их буквально начали выдавливать за границу.... Как на волне квасного патриотизма, еще фабрику не сожгли - не понимаю....
Как бы там не было, уже в 1914 году производство на фабрике было сведено до минимума. К концу декабря 1916 года здесь насчитывалось всего 12 рабочих. Закрылось предприятие 22 декабря 1917 года.
Увы и ах.... А какие были инструменты....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in