Previous Entry Share Next Entry
Кикиморы, лешие и другие представители славянского бестиария. Часть 6
id77
Здравствуйте уважаемые.
Очередная часть нашего с Вами бестиария славянского :-) Напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1506042.html
Сегодня легка коснемся духов поля.
Прежде всего, приходит на ум приходит Полевик (он же Гречуха, Житный дед, Жыцень, Полевичок)
Это этакой вариант старинного бога Веселса, во всяком случае, есть кое-что общее. Хотя, так сказать де-юре, это
дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его — полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Но ночью или в тени, как других, а именно в полдень. Это важно!
Живет он в поле только весной и летом, во время всхода, роста и созревания хлебов. В последнем снопе — последний приют его. Потому и смотрят на этот сноп старые люди с особым почетом: или наряжают его и с песнями несут в деревню, или переносят в житницу, где хранят до нового сева, чтобы, засеяв вытрясенные из него зерна, умилостивить покровителя полей, дав ему возможность возродиться в новых всходах.

Полевика не назовешь добряком, он шутит недобро иногда: то с тропы собьет, то заведет в болото, то еще что. Говорят, с полевиком особенно часто можно встретиться у межи (границы полей). Спать, например, в таких местах ни за что нельзя: детки полевиков, межевички и луговички, бегают здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека, то навалятся на него и задушат.


Как и все духи, житный дед любит, чтобы его задабривали как можно чаще. Глухими ночами уходят землепашцы подальше от проезжей дороги, к какому-нибудь рву, и приносят в дар полевику несколько яиц и старого, безголосого петуха — притом так, чтобы никто не видел. А на западе славяне традиционно оставляли на полях несколько несорванных яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна. В общем, не стоило с ним ссорится.

На Северо-Западе Руси и в Белоруссии у Полевика была жена которую называли Паляха (она же Паляся, Полевая матушка, Полевая хозяйка)
И надо сказать,что она куда более добрая к людям. Помогает часто. Хотя, если разозлить - может и гадости делать. Но редко. Опять-таки, не отличается от обычных людей, только маленькая ростиком совсем и полностью белая. Вот что на Новгородчине о ней помнят


"А в лесу есть полевой и есть красавица хозяйка полевая. Один раз я на дворе обряжался, и убежал боров. И потеряли его, не могут найти. Я спросила у бабки, а она говорит, иди возьми хлеб, три копейки, встань на дороге, по которой он бежал, и скажи: «Хозяин полевой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой», — и кинуть [хлеб и деньги] через правое плечо. Сделала, вечером гляжу, боров-то пришел. Ето леший пригнал. Если что потеряется, тоже так скажешь, и поможет. А полевая бывает хорошая, а бывает и злая".


Нельзя не вспомнить еще 2 сущностей. Первая - это Полуденница (она же Ржанница, Серповица,сковородница и еще много как). Существо, которое есть у всех славян и у югов, и поляков, и у чехов.
Это, режде всего, воплощение солнечного удара. Полудницы представлялись в виде девушек в белом платье, с длинными волосами, или как косматые старухи, появляющиеся в поле (обычно ржаном, откуда такие ее наименования как "ржаница"). Они преследовали тех, кто работает в полдень (что в народной традиции запрещено), могли похитить оставленного в поле ребенка. Потому полудницами еще пугали детей, чтоб те не лазили по чужим полям и огородам.

По представления некоторых севернорусских районов в руках у нее гигантская сковорода, которой она либо заслоняет хлеба от палящих солнечных лучей, либо сжигает хлеба и травы в период цветения. Отсюда одно из ее имен — сковородница. У лужичан полудница появляется в полях с серпом — ее называют серповницей.

Это женский дух, а был еще подобный, но мужской. Назывался Поляница - и был очень злым. Не стоило с ним ссорится.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in