Previous Entry Share Next Entry
Кикиморы, лешие и другие представители славянского бестиария. Часть 2
id77
Здравствуйте уважаемые.
На прошлой неделе мы с Вами начали тему отечественного бестиария: http://id77.livejournal.com/1460160.html
В прошлый раз я Вам рассказал, что кроме Домового и Кикиморы, во дворе и дома по преданиям жило еще немало духов и сущностей. Прежде всего, конечно, младший брат Домового, которого называли Дворовым .
Дворовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Дворовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки.
Вместе с тем в отличие от своего хозяина (домового) дворовой не относился к людям положительно. Хотя и нельзя сказать, что он был настолько агрессивен, что представлял опасность. Фактически самому человеку дворовой зла не делал, но вполне мог покалечить или замучить до смерти какое-либо животное. По сути, Дворовой ближе к Кикиморе, чем к Домовому.

Где именно жил и как именно выглядил Дворовой непонятно. Поверья утверждают, что дворовой был похож на домового, только черного цвета у него волосы, а не белого.
Считается, что дворовой дружит только с двумя животными – с козлом и с собакой. Наши предки очень трепетно относились к дворовому, пытались его всячески умилостивить и ни в коем случае не злить. Например, дворовой, будучи созданием ночным, не любил ничего светлого, поэтому, когда покупали лошадь белой масти, во двор ее вводили задом в овечьей шкуре или через овин. На ночь дворовому всегда оставляли какие-нибудь съестные подарки. Также дворовой яростно ненавидел чужих животных, поэтому на свой двор их ни в коем случае нельзя было пускать.
Если дворовой принимался ни с того ни с сего губить скот, то прибегали к помощи домового, который мог легко унять своего помощника. Либо вешали в хлеву (в конюшне) убитую сороку, которая отпугивала дворового.

Кроме Дворового еще можно вспомнить и Овинника (он же жихарь).

Это хозяин гумна (помещение, предназначенное для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна). Он свиреп и сложен, но старается быть справедливым. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника».Хотя чаще всего его работой были пожары. Повторюсь, характер у него непростой. Чаще всего овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Но может принимать и другие формы.
Если он принимает хозяина, то всячески оберегает зерно от всякого вреда, а главное нечисти и нежити.

Ясно, что и такое сложное и по преданиям связанное с нечистой силой место как баня, не могло обойтись без своих духов. Напомню,что раньше и гадали то как раз именно в бане. Не просто так :-))
Среди множества духов и сущностей бани я бы выделил 3. Прежде всего это Банник (он же лазник). Обычно он невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, или человека с длинными волосами, а также превращается в собаку, кошку, в белого зайца. Живёт за каменкой или под полком. По сути своей достаточно вредный озорник. Любимое занятие- пугать людей в бане и обжигать их кипятком.

Но чаще всего его чудачества достаточно безвредны. И с давних пор известно старинное гадание на жениха. Оно конечно своеобразное, но в расчете на банника :-))В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Вот такие дела :-))
Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

Хуже, когда в бане жил не Банник, а Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком. Очень уж вредная :-)

Но а совсем беда, если в месте мытия завелась Шишига. Это банная кикимора, но очень злая. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Это ее основная задача. Однозначно черное существо.

Правда были и хуже. Например, Анчутка
Это мелкий,но вредный бес квартирующий обыкновенно в овине или бане. Отличается прискорбным отсутствием пяток и не менее прискорбным извращенным чувством юмора. Вселяется в жертв, заставляя их визжать, хохотать, насиловать кур (sic!), плясать голыми, гоняться за соседом с топором и самокастрироваться подвернувшимся под руку серпом. Судороги у купальщиков тоже дело рук анчутки, который подкрадывается к ним невидимо и вцепляется в ногу.

В сказках иногда выступает договороспособным лицом и даже готов одарить героя за услугу. Но дары анчутки часто бывают порчеными, имеющими тайные гибельные свойства: «А из ларя выскочил конь-огонь, копытом залягал Ваньку вусмерть, обернулся зайцем, да и ускакал». Но есть и хорошие новости: анчутка страшно боится собак и никогда не поселится на дворе, где есть это "ужасное" животное.

Ну и закончим сегодня Ячичной.
Ячична - это демон женского облика, обитающий в пустых, заброшенных домах. Чем дольше «изба стоит пустая, в землю врастая», тем тяжелее будет ее разобрать или отремонтировать, потому что ячична — дух незаселенного пространства — будет считать ее своей собственностью.

Ячична пытается подражать людям. Может прийти, например, на посиделки с большой прялкой и прясть вместо шерсти солому. Либо начнет вдруг «среди бела дня носить из колодца решетом воду да лебеду поливать». Выглядит она как большая странная женщина, у которой все не на своем месте: «Одна нога из го..на, другая наземня», «титки по ветру болтаются до земли», «нос на лбу, глаза как плошки»... Самое глупое, что можно сделать при встрече с ячичной, — это проявить к ней неуважение или, того хуже, посмеяться над ней. Ночью она вернется мстить, и удержать ее никак нельзя. Но можно обмануть — например, надев на голову горшок, а на тело три тулупа. Ячична разобьет горшок и сдерет тулупы, удалившись в полной уверенности, что обезглавила и освежевала насмешника.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account