Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Парфюмерия и косметика. Часть 2
id77
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами начали вспоминать известные парфюмерные и косметические бренды Российской империи: http://id77.livejournal.com/1454646.html. Сегодня, думаю,продолжим :-))
На очереди у нас «Брокар и Ко». Компания буквально кометой ворвалась на наш отечественный рынок и оставила на нем такой след, что о ней вспоминают и по сей день :-)

Вы, наверное, слышали о духах "Красная Москва", верно? Ну так вот - разработаны они были на фабрике Брокара в 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых, и первоначально они назывались "Любимый букет императрицы".

Успех и расцвет фирмы связан с именем Анри Брокара, которого у нас принято называть Генрихом Афанасьевичем Брокаром. Это потомственный и очень талантливый парфюмер, который с юных лет решил искать свой путь, и дорого занесла его в Москву. Он начал работать на фабрике промышленника Гика, но вскоре смог уйти от него и открыть собственное небольшое дело. Капитал для открытия собственной фабрики в Москве Брокар получил, после того, как продал известной французской фирме "Рур Бертран" своё открытие (новый способ изготовления концентрированных духов) за 25.000 франков.

Анри и Шарлотта

15 мая 1864 г. состоялось открытие предприятия Брокара в Теплом переулке в Москве. Изначально на предприятии работало всего три человека (сам Генрих Брокар, ученик Брокара А.И. Бурдаков и рабочий Герасим). Удивительно, но начать Анри решил не с духов, а...с мыла. Увидел свою ниши и свои интерес в этом.
Эта фабрика, или точнее мыловарня производила от 60 до 120 кусков мыла в день, а сам Брокар надевал свой лучший костюм и на пролетке развозил товар по мелочным лавкам. Схожу и сразу дело пошло. Качество мыла было отменным, а цена дешева.

К тому же Брокар с ходу показал, что у него шикарные креативные способности в рекламе. Супругой Анри и его "правой рукой" стала бельгийке Шарлотта Реве, которая выросла в России. Она предложила выдавливать на мыле русские буквы, а само мыло делать фигурным. Анри радостно ухватился за это. И вскоре настоящим бестселлером стало «Детское» и стоило оно всего копейку.
О нем заговорили, его узнали и стали покупать буквально все для своих детишек.
Брокар тут же нанес главный удар и выпустил еще один свой шедевр- мыло "Народное", которое тоже стало стоить 1 копейку и которое начали раскупать все. Это был успех. Ибо у конкурентов что-то подобное стоило от 10 до 35 копеек.


Дело пошло очень сильно. Появились новые виды мыла: "Глицериновое", "Греческое" (почему то очень популярное), "Мятное мыло", "Русское мыло", "Кокосовое мыло".Затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец», "Мандарины" и т.д.


Разбогатев на мыле, Анри решил вернутся к своей первой и главной страсти - парфюмерии. Приобретя нового компаньона саксонца купца Василия Германа, они учредили товарищество, и построили новую фабрику.
А в 1872 году открыли первый крупный собственный магазин в Москве. Жена Шарлотта занималась ди­зайном упаковки, придумывала на­звание для продукции и прекрасно вела переговоры. Помимо мыла на фабрике стали производить пудру «Лебяжий пух», помаду «Румяш крем «Снежинка». Все в ярких упаковках, с красивыми этикетками, которые народ расклеивал на стенах и коллекционировал, словно открытки.


Анри же решил делать парфюмерию и косметику для всех. Плюс, у него было немало нововведений. Например, была выпущена нарядная коробка с парфюмерным набором (всего 10 предметов), которая стоила всего 1 рубль. Согласитесь, интересно. Теперь крестьянин на ярмарке мог купить жене и дочерям в качестве гостинца целый набор косметических средств за 3 копейки: нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла, предметами, радовавшими каждую женщину.

Или скажем случай, произошедший в 1882 году. На Всероссийской промышленно-художественно выставке был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон "Цветочный". По сути, это было просто рекламная компания нового товара. Посетители бросали в фонтан платки и пиджаки, а потом долго благоухали как цветы. Так же, как и «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. И очень популярным

Однако кроме массовой продукции, Брокар мечтал создавать и элитную парфюмерию. И тут его ждал успех. Правда ему помог случай и собственная оригинальность.
В 1873 году в столицу пожаловала Великая княжна Мария Александровна, на приеме в Кремлевском дворце Генрих решил пойти «ва-банк». Низко кланяясь, он преподнес высокой гостье изысканный букет из... воска. Когда княжна наклонила голову к цветам, ее восхищению не было предела — искусственные розы, ландыши, нарциссы благоухали, как настоящие, каждый своим ароматом! На изумленные возгласы княжны, что такого чуда она не встречала во всей Европе, Брокар скромно произнес: «В Европе — нет, а в Москве — есть». Ему разрешили писать на своих товарах: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». Впоследствии его продукция стала поставляться к испанскому королевскому двору.

Пошли многочисленные награды на выставках. Финансовые показатели росли сумасшедшими темпами. Начинал с 12 000, а к 1900 году оборот начал составлять 2,5 миллиона рублей!!!
Однако, в том же 1900 году Анри Брокар, долго мучавшийся с печенью, умер. Его дело унаследовала супруга Шарлотта, а затем их сыновья.

К 1917 году фирма Брокар дос­тигла зенита. Обороты её выросли в 750 раз по сравнению с первоначальными. Революция все разрушила, однако и после 1917-го, уже без упоминания основателя, продукцию фирмы продолжали выпускать десятки советских лет. Сама же фабрика после национализации получила новое название - Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5. Фабрика носила это название до 1922 г., пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая Заря». Эта фабрика работает и по сей день.

Ну а в Германии ныне действует компания Brocard Parfums GmbH, которая открыта предками тех самых Брокаров.
Вот такая вот интересная история.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in